Эффективность методики интенсивного обучения на уроках английского языка на уровне основного общего образования

В статье рассматривается понятие интенсивного метода обучения, определяется значимость и эффективность данной методики в процессе обучения иностранному языку, а также приводятся примеры практического применения данной методики на уроках английского языка на уровне основного общего образования.

Содержимое разработки

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Всовременнойсистемеобразованияотражаютсявсеизмененияв жизничеловекаиобщества,достижениянаукиитехники.Онинестолько вносятпреобразованиявучебныйпроцесс,сколькоставятпередсистемой образованияновыецелиизадачи,требуютотнеепоискановыхподходов иметодовобучения,применениекоторыхмоглобыобеспечить эффективную подготовку обучающихся в условиях быстро изменяющегося мира.


Стремительныйнаучно-техническийпрогрессобуславливает важностьсовершенствованияпроцессовобученияиусвоениязнаний,а такжеспособствуетихреализациивболееинтенсивномформате.Таким образом,современныйпроцессобучениядолженбытьнаправленна передачумаксимальногообъемаинформации,формированиеиразвитие необходимыхзнаний,навыковиуменийуобучающихсязакороткий промежутоквремени,атакжедальнейшееприменениеполученныхзнаний впрактическойдеятельности.

Следовательно,длярешенияпоставленнойзадачинеобходимо прибегнутьквопросуинтенсификациипроцессаобучения.Подданным термином понимаетсясистематехнологических приемов, обеспечивающих эффективностьучебно-познавательногопроцессапутемактивизации резервныхвозможностейличности.Другимисловами,подинтенсивным обучениемследуетпониматьусиленноеобучение,заключающеесяв ускоренномучебномпроцессеприограниченныхэнергетическихи временных затратахсо стороны обучающихся.

Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородскойявляетсяоднимизнаиболееизвестныхна сегодняшнийденьметодовинтенсивногообучения[2].Рассматриваемый метод нацелен на то, чтобы обучающиеся овладевали устной и письменной

иноязычнойречьюкаксредствомобщения,атакжекультуройизучаемого языка.ЗанятияпометодуКитайгородскойстроятсянаактивном межличностномобщении,котороевыступаетикаксредство,икакцель обучения. Любое общение не может быть лишено эмоций.Именно эмоции, впервуюочередь,оказываютнеобходимоевоздействиенапсихику,а параллельноеподключениезрительныхислуховыхоргановчувствобеспечиваетнаиболеепродуктивныйпроцессактивизации образовательнойдеятельности и запоминания информации.

И.В. Шеститко в интенсивном обучении видит передачу обучаемым

«большогообъемаучебнойинформациинаосновеинтенсивных технологийобученияпривременномограниченииобученияибез снижениятребованийккачествуформируемыхзнаний»[3,с.6].Поего мнению,однимиизглавныхособенностейинтенсивногообучения являются:

  • реализацияпедагогомиобучающимсясовместнойдеятельности,в ходекоторойпроявляетсяихинтеллектуальныйиэмоциональный потенциал;

  • сопровождениеинтенсивногообученияколлективной познавательной деятельностью обучающихся [3].

Мыпришликвыводу,чтоприобучениииностраннымязыкам именноколлективнаяформавзаимодействияпозволяетобучающимся расслабиться,некомплексоватьибездолистесненияобщатьсяна изучаемом языке.

Значимостьинтенсивногометодаобучениязаключаетсявтом,что онпобуждаетобучающихсясамостоятельнодобыватьновыезнания, прибегатьканализумножествавариантоврешенияпроблемы,активно взаимодействоватьспедагогами,обмениватьсяидеямиимнениямив целяхдостижениярезультатовидальнейшегопрактическогоприменения полученныхзнаний.Крометого,импульсивноеповедениедолжно сменяться осознаннымидействиями, соответствующими ситуации.

Кнастоящемумоментусуществуетбольшоеразнообразиеметодик интенсивногообученияиностраннымязыкам,главнойцельюкоторых выступаетактивациявозможностейгруппыучащихсянаосновеличностногообщения,включающеговсебяобсуждениенетолько учебногоматериала,ноиактуальныхпроблем,представляющихинтерес дляобучающихсяивызывающихунихэмоциональныйотклик.Все существующиетехнологии,преждевсего,нацеленынато,чтобыкаждый обучающийсясмогвопределенныхусловияхвмаксимальнойстепени реализоватьсвоиинтеллектуальные,креативные,деятельностныеи личностные возможности,раскрытьсвой потенциал.

СточкизренияД.Денисова,интенсивноеобучениестроитсяна совместномдвиженииобучающихсяипедагога,взаимодействиекоторых направленонапоискответовнаинтересующиевопросы.Здесьважно отметить,чтоприинтенсивномобучениинетолькоучительформулирует вопросы,ноисамиобучающиеся.Главнойзадачейучителявданном случаеявляетсяверныйподборпредметаобсужденияинаправление работыобучающихсяпопоискуответовиполучениюновыхзнанийв правильное русло [1].

Длядостиженияпоставленнойврамкахнастоящегоисследования целибылразработанкомплексспециальныхупражнений, ориентированныхнаобеспечениебыстрогоусвоенияобучающимися учебногоматериалаврамкахурокаанглийскогоязыка.Предложенный комплексупражненийсоздавалсявкачествесредстваразвитияумений устноговзаимодействияобучающихсясредствамиизучаемого иностранногоязыка,атакжедополненияктрадиционнойметодике обучения иноязычномуобщению.

Интенсификацияпроцессаобученияврамкахданнойработы достигаетсяпутемвключенияинтерактивныхвидеоматериалов (обучающиевидео,интервью,викториныит.п.),крупноформатных зрительныхопор(картинок,изображений,схемит.п.),творческих

заданий, ролевых игр, кроссвордов, работы над диалогами по теме урока и т.п.


Вцеляхпроверкиэффективностипредложенногокомплексаупражнений,интегрированноговучебно-познавательныйпроцесспоовладениюиностранным(английским)языком,инаправленногонаинтенсификациюусвоенияучебного материала,было реализовано опытноеобучениенабазеМБОУ«Лицей№6имениМ.А.Булатова»г.Курска,направленноенаразвитиеисовершенствованиепроизносительных,лексическихиграмматическихнавыков,атакженавыковвосприятияживойанглоязычнойречи,умениймонологическойидиалогическойречи.Участникамиопытногообучениясталиучащиеся5«В»класса.Собучающимисябылопроведенотризанятиясвключениемвучебныйпроцесспредложенного комплексаупражнений.

Врамкахпервогоурока,посвященногоизучениютемыохоббии увлечениях,надоскебылиразмещеныкрасочныеизображения, демонстрирующиевозможныевариантызанятий,времяпровожденияи активногоотдыха.Красочноеоформлениеизучаемогоматериалаввиде изображенийпослужилоопорой,создающейвизуальноевосприятиетого, чтоизучается,иобеспечилоболееэффективноеибыстроеовладение представленными лексическими единицами.

Перед началом работы над упражнениями из учебника, обучающиеся повторилизаучителемвсепредставленныенаизображенияхсловаив ускоренномформатереализовалипарнуюработу,вкоторойученики, сидящиезаоднойпартой,поочередизадавалидругдругувопрос«Whatisyourfavouritehobby?»иотвечалинанего.Этопозволилоактивизироватьречевуюдеятельность ученикови вовлечьих вучебныйпроцесс.

Затемобучающиесяприступиликболееосновательнойтренировке изучаемогоматериаланаоснованиисоставлениядиалоговна обозначеннуютему.Вкачествепримераученикамбылпредложенобразец диалога,на которыйони могли опираться при составлении собственного.

Диалог-образец


Рис. 1– Образец диалога, применяемого в качестве опоры для составления собственных диалогов обучающимися


Длясоставлениядиалоговученикамтакжебылипредоставлены материалы, содержащие лексические единицы по теме урока.

Далееобучающимсябылпредложенкпросмотрунебольшой видеоролик,рассказывающийовидаххобби.Вэтомматериалепри представлениилексическойединицывизуальноизображается описываемоеэтойединицейявление,озвучиваетсяпроизношениеслова,а такжедемонстрируетсяеговозможноеиспользованиевпредложении,чем обуславливаетсяобразовательнаяценностьданноговидеоролика, обеспечивающаярасширениесловарногозапаса,развитиеумений иноязычного аудированияи навыковпроизношения.

Дляпрактикииспользованияизучаемыхлексическихединиц, ученикивыполнялиупражнения,вкоторыхбылонеобходиморазгадать зашифрованныеслова,составитьпредложенияизпредложенныхслов, вставить лексические единицы в предложения по смыслуи т.п.


Пример упражнения с активной лексикой урока

Рис. 2– Пример упражнения с использованием активной лексики урока

Пример упражнения с активной лексикой урока


Рис. 3– Пример упражнения с использованием активной лексики урока

Впродолжениеразвитиянавыкаиноязычногоаудирования предлагаетсявидео-интервью,вкоторомдетиВеликобритании рассказываютосвоиххобби.Вэтомматериалезвучитабсолютно неадаптированнаяанглийскаяречь,чтопозволяетобучающимся потренироваться вее восприятии ипонимании.

Вовремяпросмотравидеоученикампредлагаетсяделатьпометкио том,какзовутинтервьюируемыхребятичемонилюбятзаниматься.По завершениипросмотравидеоматериала,ученикидолжныответитьна следующийвопрос«Whatdoes…likedoingontheweekends?(Daniel(12), Ashley(9),Matthew(8),Jennifer(10),Callum(9),Macaulay(10),Louis(6),

Philipa(11),Joe(10),George(10),Emily(9),Kaley(9),Megan(8).Ответ обучающихсяпредполагаетследованиеследующейструктуре:Danielis12 years old. He likes football. Данное задание помогает не только в тренировке

восприятияипониманияживойречи,ноиразвиваетуменияустных высказываний на основе услышанной информации.

Вкачествезадания,направленногонаразвитиекоммуникативных навыков,ученикамбылопредложеноподготовитьтворческуюработу. Сутьработысостоялавпроведенииопросасредидрузейкаждогоиз учениковобихлюбимыхвидахдеятельностиихоббидляопределения наиболеепопулярныххоббисредирусскихдетей.Результатыработы учащиесядолжныбылиоформитьввиденебольшогосообщенияи представитьклассу.

Навторомуроке,посвященномразделу«Whatkindofmusicdoyou like?»,детиизучалиназваниямузыкальныхинструментов.Вкачестве упражнения,обеспечивающегоинтенсификациюпроцессаовладения даннымлексическимматериалом,ученикамбылапредложенавидео- викторина «Musical instruments quiz».

Даннаяформаработыобеспечилаактивизациюслухового восприятияречи,тренировкуграмматическойвопросно-ответнойформы: What is it? – it is …,расширение словарного запасапо темеурока.

Для развития умений иноязычного диалогического взаимодействия и тренировкиупотребленияизученнойлексикиученикисоставлялидиалоги по предложенному образцу:


Диалог-образец


Рис. 4– Образец диалога, применяемого в качестве опоры для составления собственных диалогов обучающимися

Дляболееэффективногоусвоенияизучаемыхврамкахданного разделапридаточныхпредложенийвремениссоюзомwhen,ученикам было предложено сыграть в игру.

Дляреализацииигрыобучающиесяразделилисьнадвекоманды. Каждойкомандезачитывалисьфразы,изкоторыхееучастникидолжны былисоставитьпредложения(например:tolistentomusic/comehome;toplaytheguitar/finishhomework).Победилакоманда,котораядала наибольшее количество правильных ответов.

Врамкахтретьегоурока«Wouldyouliketobeapopstar?»основное вниманиебылонаправленонаосвоениеобучающимисясведениямио профессиях.Дляактивизациипроцессаусвоениялексическогоматериала учащиеся просмотрели видеоролик «Jobsandoccupations».

Закреплениеизученнойлексикипроисходилопосредствомрешения кроссворда на соответствующую тему: «An adventure in the jobs world».

Наэтомурокетакжебылареализованаролеваяигра,вкоторой ученикипредставлялисебявролипредставителейразныхпрофессий.В игреразыгрывались роли доктора,спасателяиучителя.В основеигрыбыл диалог-беседа (вопрос/ответ):


- What are you?

- I am a…

- Where do you work?

- I work…

-What do you do?

- I …

В качестве творческого задания ученикам было предложено написать небольшое сочинение (8-10предложений)на тему «Thejobofmy dream», в которомученикидолжныбылипоказатьнетольковладениелексикой урока, но и ранееосвоенными лексическим и грамматическими знаниями.

Входеучебногопроцессаобучающиесяпроявлялиинтерескуроку иностранногоязыка.Преждевсего,ученикампонравилосьприменение большогоколичестванаглядныхкрасочныхматериалов,представляющих изучаемыйлексическийматериал.Этиизображенияслужили эффективнымиопорамиприформулированиисамостоятельных высказываний наосновеизучаемой лексики.

Наурокахученикиактивнововлекалисьв работу,проявлялиинтерес ковсемвидамзаданий,формамработы,участвоваливколлективных обсужденияхит.п.Такимобразом,можемотметитьположительное влияниеподобранногоматериалаиорганизацииучебногопроцессана активностьучениковнауроке,наихмотивациюиинтерескизучению иностранногоязыка.

Эффективностьпредложенногокомплексаупражненийбыла подтвержденарезультатамивыходногоконтроля,которыепоказали положительнуюдинамикувскоростиусвоенияученикамиизучаемого материала,вповышенииихкоммуникативныхспособностей,повышении уровняготовности к диалогическому взаимодействиюна изучаемомязыке. Всвязисэтиммысчитаемпредложенныйкомплексупражнений эффективнымсредствоморганизацииинтенсивногообучения иностранномуязыку,котороеможетприменятьсянаурокахвкачестве дополнения к основным учебно-методическим материалам.

Наоснованиивсеговышесказанногоможносделатьвывод,что интенсивноеобучениенасегодняшнийденьявляетсяоднимизнаиболее приоритетныхметодоворганизацииучебногопроцесса,поскольку способнообеспечитьмаксимальноевключениевозможностейи потенциалаобучающихсядлядостижениянаиболеевысокогорезультатав минимальные сроки.



Сохранить у себя:
Эффективность методики интенсивного обучения на уроках английского языка на уровне основного общего образования

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки