ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всовременнойсистемеобразованияотражаютсявсеизмененияв жизничеловекаиобщества,достижениянаукиитехники.Онинестолько вносятпреобразованиявучебныйпроцесс,сколькоставятпередсистемой образованияновыецелиизадачи,требуютотнеепоискановыхподходов иметодовобучения,применениекоторыхмоглобыобеспечить эффективную подготовку обучающихся в условиях быстро изменяющегося мира.
Стремительныйнаучно-техническийпрогрессобуславливает важностьсовершенствованияпроцессовобученияиусвоениязнаний,а такжеспособствуетихреализациивболееинтенсивномформате.Таким образом,современныйпроцессобучениядолженбытьнаправленна передачумаксимальногообъемаинформации,формированиеиразвитие необходимыхзнаний,навыковиуменийуобучающихсязакороткий промежутоквремени,атакжедальнейшееприменениеполученныхзнаний впрактическойдеятельности.
Следовательно,длярешенияпоставленнойзадачинеобходимо прибегнутьквопросуинтенсификациипроцессаобучения.Подданным термином понимаетсясистематехнологических приемов, обеспечивающих эффективностьучебно-познавательногопроцессапутемактивизации резервныхвозможностейличности.Другимисловами,подинтенсивным обучениемследуетпониматьусиленноеобучение,заключающеесяв ускоренномучебномпроцессеприограниченныхэнергетическихи временных затратахсо стороны обучающихся.
Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородскойявляетсяоднимизнаиболееизвестныхна сегодняшнийденьметодовинтенсивногообучения[2].Рассматриваемый метод нацелен на то, чтобы обучающиеся овладевали устной и письменной
иноязычнойречьюкаксредствомобщения,атакжекультуройизучаемого языка.ЗанятияпометодуКитайгородскойстроятсянаактивном межличностномобщении,котороевыступаетикаксредство,икакцель обучения. Любое общение не может быть лишено эмоций.Именно эмоции, впервуюочередь,оказываютнеобходимоевоздействиенапсихику,а параллельноеподключениезрительныхислуховыхоргановчувствобеспечиваетнаиболеепродуктивныйпроцессактивизации образовательнойдеятельности и запоминания информации.
И.В. Шеститко в интенсивном обучении видит передачу обучаемым
«большогообъемаучебнойинформациинаосновеинтенсивных технологийобученияпривременномограниченииобученияибез снижениятребованийккачествуформируемыхзнаний»[3,с.6].Поего мнению,однимиизглавныхособенностейинтенсивногообучения являются:
реализацияпедагогомиобучающимсясовместнойдеятельности,в ходекоторойпроявляетсяихинтеллектуальныйиэмоциональный потенциал;
сопровождениеинтенсивногообученияколлективной познавательной деятельностью обучающихся [3].
Мыпришликвыводу,чтоприобучениииностраннымязыкам именноколлективнаяформавзаимодействияпозволяетобучающимся расслабиться,некомплексоватьибездолистесненияобщатьсяна изучаемом языке.
Значимостьинтенсивногометодаобучениязаключаетсявтом,что онпобуждаетобучающихсясамостоятельнодобыватьновыезнания, прибегатьканализумножествавариантоврешенияпроблемы,активно взаимодействоватьспедагогами,обмениватьсяидеямиимнениямив целяхдостижениярезультатовидальнейшегопрактическогоприменения полученныхзнаний.Крометого,импульсивноеповедениедолжно сменяться осознаннымидействиями, соответствующими ситуации.
Кнастоящемумоментусуществуетбольшоеразнообразиеметодик интенсивногообученияиностраннымязыкам,главнойцельюкоторых выступаетактивациявозможностейгруппыучащихсянаосновеличностногообщения,включающеговсебяобсуждениенетолько учебногоматериала,ноиактуальныхпроблем,представляющихинтерес дляобучающихсяивызывающихунихэмоциональныйотклик.Все существующиетехнологии,преждевсего,нацеленынато,чтобыкаждый обучающийсясмогвопределенныхусловияхвмаксимальнойстепени реализоватьсвоиинтеллектуальные,креативные,деятельностныеи личностные возможности,раскрытьсвой потенциал.
СточкизренияД.Денисова,интенсивноеобучениестроитсяна совместномдвиженииобучающихсяипедагога,взаимодействиекоторых направленонапоискответовнаинтересующиевопросы.Здесьважно отметить,чтоприинтенсивномобучениинетолькоучительформулирует вопросы,ноисамиобучающиеся.Главнойзадачейучителявданном случаеявляетсяверныйподборпредметаобсужденияинаправление работыобучающихсяпопоискуответовиполучениюновыхзнанийв правильное русло [1].
Длядостиженияпоставленнойврамкахнастоящегоисследования целибылразработанкомплексспециальныхупражнений, ориентированныхнаобеспечениебыстрогоусвоенияобучающимися учебногоматериалаврамкахурокаанглийскогоязыка.Предложенный комплексупражненийсоздавалсявкачествесредстваразвитияумений устноговзаимодействияобучающихсясредствамиизучаемого иностранногоязыка,атакжедополненияктрадиционнойметодике обучения иноязычномуобщению.
Интенсификацияпроцессаобученияврамкахданнойработы достигаетсяпутемвключенияинтерактивныхвидеоматериалов (обучающиевидео,интервью,викториныит.п.),крупноформатных зрительныхопор(картинок,изображений,схемит.п.),творческих
заданий, ролевых игр, кроссвордов, работы над диалогами по теме урока и т.п.
Вцеляхпроверкиэффективностипредложенногокомплексаупражнений,интегрированноговучебно-познавательныйпроцесспоовладениюиностранным(английским)языком,инаправленногонаинтенсификациюусвоенияучебного материала,было реализовано опытноеобучениенабазеМБОУ«Лицей№6имениМ.А.Булатова»г.Курска,направленноенаразвитиеисовершенствованиепроизносительных,лексическихиграмматическихнавыков,атакженавыковвосприятияживойанглоязычнойречи,умениймонологическойидиалогическойречи.Участникамиопытногообучениясталиучащиеся5«В»класса.Собучающимисябылопроведенотризанятиясвключениемвучебныйпроцесспредложенного комплексаупражнений.
Врамкахпервогоурока,посвященногоизучениютемыохоббии увлечениях,надоскебылиразмещеныкрасочныеизображения, демонстрирующиевозможныевариантызанятий,времяпровожденияи активногоотдыха.Красочноеоформлениеизучаемогоматериалаввиде изображенийпослужилоопорой,создающейвизуальноевосприятиетого, чтоизучается,иобеспечилоболееэффективноеибыстроеовладение представленными лексическими единицами.
Перед началом работы над упражнениями из учебника, обучающиеся повторилизаучителемвсепредставленныенаизображенияхсловаив ускоренномформатереализовалипарнуюработу,вкоторойученики, сидящиезаоднойпартой,поочередизадавалидругдругувопрос«Whatisyourfavouritehobby?»иотвечалинанего.Этопозволилоактивизироватьречевуюдеятельность ученикови вовлечьих вучебныйпроцесс.
Затемобучающиесяприступиликболееосновательнойтренировке изучаемогоматериаланаоснованиисоставлениядиалоговна обозначеннуютему.Вкачествепримераученикамбылпредложенобразец диалога,на которыйони могли опираться при составлении собственного.
Диалог-образец
Рис. 1– Образец диалога, применяемого в качестве опоры для составления собственных диалогов обучающимися
Длясоставлениядиалоговученикамтакжебылипредоставлены материалы, содержащие лексические единицы по теме урока.
Далееобучающимсябылпредложенкпросмотрунебольшой видеоролик,рассказывающийовидаххобби.Вэтомматериалепри представлениилексическойединицывизуальноизображается описываемоеэтойединицейявление,озвучиваетсяпроизношениеслова,а такжедемонстрируетсяеговозможноеиспользованиевпредложении,чем обуславливаетсяобразовательнаяценностьданноговидеоролика, обеспечивающаярасширениесловарногозапаса,развитиеумений иноязычного аудированияи навыковпроизношения.
Дляпрактикииспользованияизучаемыхлексическихединиц, ученикивыполнялиупражнения,вкоторыхбылонеобходиморазгадать зашифрованныеслова,составитьпредложенияизпредложенныхслов, вставить лексические единицы в предложения по смыслуи т.п.
Пример упражнения с активной лексикой урока
Рис. 2– Пример упражнения с использованием активной лексики урока
Пример упражнения с активной лексикой урока
Рис. 3– Пример упражнения с использованием активной лексики урока
Впродолжениеразвитиянавыкаиноязычногоаудирования предлагаетсявидео-интервью,вкоторомдетиВеликобритании рассказываютосвоиххобби.Вэтомматериалезвучитабсолютно неадаптированнаяанглийскаяречь,чтопозволяетобучающимся потренироваться вее восприятии ипонимании.
Вовремяпросмотравидеоученикампредлагаетсяделатьпометкио том,какзовутинтервьюируемыхребятичемонилюбятзаниматься.По завершениипросмотравидеоматериала,ученикидолжныответитьна следующийвопрос«Whatdoes…likedoingontheweekends?(Daniel(12), Ashley(9),Matthew(8),Jennifer(10),Callum(9),Macaulay(10),Louis(6),
Philipa(11),Joe(10),George(10),Emily(9),Kaley(9),Megan(8).Ответ обучающихсяпредполагаетследованиеследующейструктуре:Danielis12 years old. He likes football. Данное задание помогает не только в тренировке
восприятияипониманияживойречи,ноиразвиваетуменияустных высказываний на основе услышанной информации.
Вкачествезадания,направленногонаразвитиекоммуникативных навыков,ученикамбылопредложеноподготовитьтворческуюработу. Сутьработысостоялавпроведенииопросасредидрузейкаждогоиз учениковобихлюбимыхвидахдеятельностиихоббидляопределения наиболеепопулярныххоббисредирусскихдетей.Результатыработы учащиесядолжныбылиоформитьввиденебольшогосообщенияи представитьклассу.
Навторомуроке,посвященномразделу«Whatkindofmusicdoyou like?»,детиизучалиназваниямузыкальныхинструментов.Вкачестве упражнения,обеспечивающегоинтенсификациюпроцессаовладения даннымлексическимматериалом,ученикамбылапредложенавидео- викторина «Musical instruments quiz».
Даннаяформаработыобеспечилаактивизациюслухового восприятияречи,тренировкуграмматическойвопросно-ответнойформы: What is it? – it is …,расширение словарного запасапо темеурока.
Для развития умений иноязычного диалогического взаимодействия и тренировкиупотребленияизученнойлексикиученикисоставлялидиалоги по предложенному образцу:
Диалог-образец
Рис. 4– Образец диалога, применяемого в качестве опоры для составления собственных диалогов обучающимися
Дляболееэффективногоусвоенияизучаемыхврамкахданного разделапридаточныхпредложенийвремениссоюзомwhen,ученикам было предложено сыграть в игру.
Дляреализацииигрыобучающиесяразделилисьнадвекоманды. Каждойкомандезачитывалисьфразы,изкоторыхееучастникидолжны былисоставитьпредложения(например:tolistentomusic/comehome;toplaytheguitar/finishhomework).Победилакоманда,котораядала наибольшее количество правильных ответов.
Врамкахтретьегоурока«Wouldyouliketobeapopstar?»основное вниманиебылонаправленонаосвоениеобучающимисясведениямио профессиях.Дляактивизациипроцессаусвоениялексическогоматериала учащиеся просмотрели видеоролик «Jobsandoccupations».
Закреплениеизученнойлексикипроисходилопосредствомрешения кроссворда на соответствующую тему: «An adventure in the jobs world».
Наэтомурокетакжебылареализованаролеваяигра,вкоторой ученикипредставлялисебявролипредставителейразныхпрофессий.В игреразыгрывались роли доктора,спасателяиучителя.В основеигрыбыл диалог-беседа (вопрос/ответ):
- What are you?
- I am a…
- Where do you work?
- I work…
-What do you do?
- I …
В качестве творческого задания ученикам было предложено написать небольшое сочинение (8-10предложений)на тему «Thejobofmy dream», в которомученикидолжныбылипоказатьнетольковладениелексикой урока, но и ранееосвоенными лексическим и грамматическими знаниями.
Входеучебногопроцессаобучающиесяпроявлялиинтерескуроку иностранногоязыка.Преждевсего,ученикампонравилосьприменение большогоколичестванаглядныхкрасочныхматериалов,представляющих изучаемыйлексическийматериал.Этиизображенияслужили эффективнымиопорамиприформулированиисамостоятельных высказываний наосновеизучаемой лексики.
Наурокахученикиактивнововлекалисьв работу,проявлялиинтерес ковсемвидамзаданий,формамработы,участвоваливколлективных обсужденияхит.п.Такимобразом,можемотметитьположительное влияниеподобранногоматериалаиорганизацииучебногопроцессана активностьучениковнауроке,наихмотивациюиинтерескизучению иностранногоязыка.
Эффективностьпредложенногокомплексаупражненийбыла подтвержденарезультатамивыходногоконтроля,которыепоказали положительнуюдинамикувскоростиусвоенияученикамиизучаемого материала,вповышенииихкоммуникативныхспособностей,повышении уровняготовности к диалогическому взаимодействиюна изучаемомязыке. Всвязисэтиммысчитаемпредложенныйкомплексупражнений эффективнымсредствоморганизацииинтенсивногообучения иностранномуязыку,котороеможетприменятьсянаурокахвкачестве дополнения к основным учебно-методическим материалам.
Наоснованиивсеговышесказанногоможносделатьвывод,что интенсивноеобучениенасегодняшнийденьявляетсяоднимизнаиболее приоритетныхметодоворганизацииучебногопроцесса,поскольку способнообеспечитьмаксимальноевключениевозможностейи потенциалаобучающихсядлядостижениянаиболеевысокогорезультатав минимальные сроки.