


Автор составитель:
учитель МБОУ СОШ №3
Сидина М.И.
Литературная викторина
Тема: Все любят сказки.
Цель:
1) вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, приобщиться к чтению, закрепить уважение и любовь к сказкам;
2) развивать память, внимание.
3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Участники 2-а класс.
Место и время проведения: МБОУ СОШ №3, кабинет №3, 26.01.2018год,
6 урок 2 смена.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, клип «Там, на неведомых дорожках», сказочные предметы (аленький цветочек, золотой ключик, волшебное зеркальце, горошина, мед, туфелька, красная шапочка, ), иллюстрации к сказкам, бумага, карандаши, музыкальное сопровождение.
Методическая подготовка.
1.Составление разработки внеклассного мероприятия.
2. Подбор иллюстраций к сказкам.
3. Поиск сказочных предметов.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Выставка книжек со сказками.
| |
| О чём-то скрипит половица, | |
| Показ клипа «Там, на неведомых дорожках».
| |
| 2.Ребята, куда мы попали? (в сказку) Правильно. Но нет ничего интереснее, Чем наши любимые сказки. Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашей викторины. А все ли любят сказки? (Да) тема как вы думаете, если вопросительное предложение сделать повествовательным. Тема. «Все любят сказки». Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, приобщиться к чтению, выявить самого знающего сказки и много читающего. Ребята, что такое сказка? | |
| Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо! Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы. Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого! Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Ска́зка — жанр эпических произведений в фольклоре и литературе, произведения которых выражены в прозаической либо в стихотворной форме, и содержание которых основывается на вымысле. Сказка — жанр литературного творчества. | |
| Ребята, давайте мы с вами разберем сказки, поставим их по полочкам. С помощью наших иллюстраций. | |
| Какие бывают сказки? Литераторы выделяют 2 вида: народные и авторские. Народные сказки передавался из уст в уста и пришел к нам из древности. А вот авторская сказка - это полноценное литературное произведение, написанное определенным человеком. |
|
| Назовите структуру сказок: зачин, средина и концовка". Ребята, а чем обычно начинается сказка? Большинство русских сказок имеют зачин
|
|
| Сказки бывают трех жанров:
(Бытовые сказки четко связаны с реальностью, где главный персонаж является просто человеком, который с помощью своей смекалки, находчивости и ума борется со злом.) волшебные сказки. «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», (Волшебные сказки – особый вымысел.Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы.) | |
| 1 конкурс. Отгадайте имена героев, о которых речь идёт в стихах.
| |
| Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовётся … Чиполлино. | |
| Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила и пряла – Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял, А я башмачок потеряла тогда же. Кто я такая? Кто тут подскажет? Золушка | |
| Он весел и не злобен. Этот милый чудачок, С ним хозяин, мальчик Робин, И приятель – Пятачок. Для него прогулка – праздник, И на мёд особый нюх, Это плюшевый проказник – Медвежонок … Винни - Пух | |
| Он дружок зверям и детям, Он – живое существо, Но таких на целом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица, Не тигрёнок, не лисица, Не котёнок, не сурок. Но заснято для кино И известна всем давно Эта милая мордашка, А зовётся … Чебурашка | |
| 2 конкурс. «Телеграммы» Сегодня не все сказочные герои смогли прийти к нам на игру. Они прислали телеграммы. Угадайте от кого они.
| |
| Спасите! Нас съел серый волк …(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»). | |
| Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка -ряба») | |
| Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки… (Грязнуля из сказки «Мойдодыр».) | |
| Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушатами нынче объелись, И у нас животы разболелись!!! ( Цапли из сказки «Телефон».) | |
| 3конкурс «Доскажи имя литературного героя»
| |
| Домовёнок Кузя Баба Яга | |
| Почтальон Печкин Крокодил Гена Иванушка Дурачок | |
| Железный Дровосек Кощей Бессмертный Муха Цокотуха | |
| Пес Шарик Черепаха Тортилла Красная Шапочка | |
| 4 конкурс «Вопросы по сказкам» Давайте проверим внимательно ли вы читаете, смотрите и слушаете сказки. | |
| Кто был обманут в стране дураков? (Буратино.)
| |
| Где Золушка потеряла свою хрустальную туфельку? (На балу) | |
| Девочка, которая попала в Страну чудес и в Зазеркалье? (Алиса.) | |
| Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (На конце иглы в яйце.) | |
| 5 конкурс. «Сказочные заклинания». Какие слова надо произнести, чтобы: | |
| Вызвать Сивку-бурку. «Сивка-бурка, Вещий каурка, Встань передо мной. Как лист перед травой.» | |
| Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами. «Сим-сим, открой дверь!» | |
| Сварить кашу в волшебном горшочке. «Раз, два, три, горшочек, вари.»
| |
| Исполнить повеление волшебной щуки. «По щучьему велению, по моему хотению». | |
| Конкурс «Сказочный предмет».
| |
| Мед (Винни Пух…) | |
| Аленький цветочек (Аленький цветочек) | |
| Ключ (Буратино) | |
| Корзинка (Красная шапочка) | |
| Волшебное зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) | |
| Горошина (Принцесса на горошине) | |
| Туфелька (Золушка) | |
| Цветок (Дюймовочка) | |
| Ребята, чему нас учит сказка. Сказка учит: Добру; Справедливости; Смелым; Показывает нам, что зло будет наказано; Быть честным и справедливым; Отзывчивыми. Трудолюбивыми; Благодарными; | |
| Давайте вспомним таких героев: Герда (Снежная Королева - ХансКристиан Андерсен) Что вы можете рассказать о ней? Какая она? (смелая, честная, добрая) | |
| Снежная королева (злая, жестокая, зло будет наказано)
| |
| Старуха (Сказка о рыбаке и рыбке - А.С. Пушкин) (жадная, неблагодарная, жадность наказана) | |
| Солдат (Сказка каша из топора - русская народная) (находчивый, смекалистый). Старуха (жадная). | |
| Герои сказок о животных обычно наделены каким-то одним постоянным качеством: Лиса - хитрая;
| |
| Волк – кровожадный, глупый.
| |
| Заяц – беззащитный
| |
| Медведь - косолапый, неуклюжий. | |
| Независимо от вида и жанра сказок, все они имеют объединяющее начало – добро. А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. | |
| Вам было интересно на внеклассном мероприятии. Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Что нового и интересного вы узнали? Пока жюри подводит итоги. Мы с вами немножко поработаем. Разукрасим наших героев сказок и оживим их. | |
| Домашнее задание. Сочинить сказку. | |
| А теперь давайте подведём итог. Награждение победителей. Молодцы ребята!
| |
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
Вопросы для работы с залом.
Кто из героев книги»Винни-Пух и все-все-все» однажды застрял в дверях после того, как объелся в гостях?
(Винни-Пух, Пятачок, Кролик).
В какую страну отправился по морю доктор Айболит?
(в Америку, Африку, Европу).
Герой книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» был
( волшебником, девочкой, мальчиком).
Какой герой носил широкополую голубую шляпу и совершал путешествие на воздушном шаре?
(Незнайка, Буратино, кот Матроскин).
Кто был другом Маугли?
(Карлсон, питон Каа, Муми-троль).
В кого были превращены злой мачехой одиннадцать принцев в сказке Андерсена? (в жаб, лягушек, лебедей).
Героиня какой сказки прилетела в тёплые края вместе с ласточкой?
(Дюймовочка, Алёнушка, Муха-цокотуха).
Как звали пёсика, который вместе со своей хозяйкой девочкой Элли попал в волшебную страну? (Авва, Тотошка, Жучка).
В одной сказке у бедной принцессы всё тело было в синяках оттого, что она спала (спала на горошине, упала с лестницы, попала в плен к пиратам).
Кто такой Рикки-Тикки- Тави?
(медведь.обезьяна, мангуст).


Литературная викторина. Все любят сказки. 