Тема урока:"Тригонометрические формулы.
Тригонометрические функции"
по ФГОС, 10 класс
Предмет (направленность): математика.
Возраст детей: 10 класс.
Место проведения: класс.
Уровень образования: базовый
Тема: "Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции".
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Способствовать формированию у обучающихся адекватной самооценки своих учебных возможностей, совершенствование коммуникативных навыков и умений организовать эффективную коммуникацию.
Задачи урока:
Обучающие – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия контроля усвоения знаний и умений
Развивающие– содействовать развитию у учащихся мыслительных операций; развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях; находить решения в различных проблемных ситуациях; развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки.
Воспитательные – вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке; осуществлять исследовательскую деятельность, способствовать формированию активности и настойчивости, умению увидеть применение математики в жизни, максимальной работоспособности.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: Повторить и применить полученные знания и умения по упрощению тригонометрических выражений с помощью изученных формул, по знанию тригонометрических функций.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Тип урока: yрок обобщения и систематизации знаний с использованием фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы, деятельностного подхода к изучению материала, с использованием личностно-ориентированного обучения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, беседа
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
Методы обучения: словесный, наглядно - иллюстративный, практический
Участники: обучающиеся 10 класса
Ресурсы: компьютер, проектор, экран, сканер, комплект плакатов с формулами, презентация, карточки с заданиями; карточки для мини-исследования; карточки с самостоятельной работой.
Учебно-методическое обеспечение: учебник “Алгебра и начала математического анализа. 10 класс” авторов С.М.Никольского, М.К. Потапова, Н.Н.Решетникова,
А.В. Шевкина, 10 класс.
«Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим
инструментом Человеческого гения!
В формулах заключено величие и
могущество разума…»
А.А.Марков
Ход и содержание урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места.
- Добрый день! Я рада всех Вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, а необычен он тем, что у нас сегодня гости. Начну я наш урок словами русского математика и академика Андрея Андреевича Маркова: «Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим инструментом Человеческого гения! В формулах заключено величие и могущество разума…»
II. Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
1. Проверка домашнего задания.
- Вспомним домашнее задание (заранее на экране написано решение домашнего задания). У кого есть вопросы?
2. Устная работа.
Какую тему мы с вами изучили?
Учитель проводит разминку, учащиеся разгадывают ребусы. (1 - 4 слайды)
Определяют тему и цели урока.
Ребята, мы с Вами разобрали тригонометрические функции и тригонометрические формулы. Страшный зверь по имени "Тригонометрия" становится совсем ручным и послушным, если относиться к нему с пониманием. А для этого его нужно вырастить буквально с младенчества. Если хорошо понимать, что такое тригонометрическая окружность, как с ней связаны тригонометрические функции, то все остальное - дело техники. Сегодня нам предстоит повторить и применить полученные знания и умения при решении различных заданий. Перед Вами стоит задача - показать свои знания и умения по упрощению тригонометрических выражений с помощью изученных формул, по знанию тригонометрических функций.
3. Индивидуальная работа у доски (работают четверо учащихся).
1 карточка | 2 карточка |
Укажите на единичной окружности точку | |
а) б) | а) б) |
Запишите множество чисел, соответствующее точкам: | |
3 карточка | 4 карточка |
4. Фронтальная работа(все остальные учащиеся работают вместе с учителем)
Итак, вспомним с чего мы начинали изучение тригонометрии? (6 и 7 слайды)
(с единичной окружности)
1. Точка с координатами (1;0) остановилась. Как называется ордината точки поворота?
2. Как называется абсцисса точки поворота?
3. Что такое тангенс? Котангенс?
4. Вычислить:
5. Область определения функции y=sinx, y= cosx.
6. Верно ли, что для любого х справедливо равенство sin(-x)= - sinx ?
7. Наименьший положительный период функции y= sinx, y=cosx равен…
8. Знак синуса во 2-ой четверти?
9. Знак косинуса во 2-ой четверти?
10. Область значения функции y= sin х, y=cosx.
11. Верно ли, что график функции y= sin х симметричен относительно оси ординат?
12. Знак тангенса в 3 четверти.
13. Верно ли, что график функции y=cosx - четная?
14. Верно ли, что график функции y= соs х симметричен относительно оси ординат?
1. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции . Укажите номер этого рисунка.
1) | 2) | ||
3) | 4) |
2. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции . Укажите номер этого рисунка.
1) | 2) | ||
3) | 4) |
Найди ошибку: (8 слайд)
1) (0) 2)
3)
4)
(0)
5) arcsin 1 = 1, ( ) 6)
7) (не существует) 8)
(перед 9 слайдом): Расскажите 6 основных тригонометрических формул и формулы двойного угла.
5. Проверка индивидуальной работы. (10 и 11 слайды)
III. Работа по теме урока.
1. Работа у доски и в тетрадях. (12 и 13 слайды)
№ 1. Вычислить: 1) ; 2)
№ 2. Вычислить: 1) ,
, 2)
По учебнику: № 10.7 (1 столбик) стр. 284; 10.16 (1 столбик) на стр.287
(после слайдов 14, 15 и 16)
2. Физкультминутка (14 слайд)
«Мы часто не смотрим под ноги, поэтому падаем; но нам хочется мечтать, и мы будем летать; не забывайте, что рядом с вами есть друзья; беритесь за дело и дерзайте, шагаем дальше по пути знаний к своей мечте». | Медленно опустите голову вниз; медленно подняли голову вверх; медленно повернули голову направо и налево; сели, взяли в руки карандаш и подвигали им в руках, держа между ладонями; выпрямим спину, сядем прямо и продолжим урок. |
Стоя выполняем упражнения: вытянуть руки вперед; дотронуться до кончика носа правой, левой рукой; встряхнуть кистями рук;
3. Работа в парах.
№ 3: исправь ошибки (15 слайд):
1) 2 соs150 sin150 = соs300 =
2) 2 sin450соs450 = sin 450 =
3) cos2 sin2
= cos
=
4) cos ( = cos
,
5) sin 1050 + sin 750 = sin 1800 = 0,
6) sin730соs170 + sin170соs730 = sin 900 = 0,
7) sin 1500 = sin (1800 300) =
sin 300 =
0,5.
№ 4: найди соответствие (16 слайд):
1) sin cos
+ sin
cos
1) cos
+ cos
2) 2 sinсоs
2) cos (
+
3) cos2 + sin2
3) 1
4) 2 cos cos
4) s
5) 1 + ctg2 5) sin (
+
6) cos cos
s
6) cos
7) cos2 sin2
7)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | 4 | 3 | 1 | 7 | 2 | 6 |
№ 5 (17 слайд):
выяснить, какое из чисел отрицательное
4. Мини-проекты, презентации "Применение тригонометрии" (18 слайд)
Подготовлен несколькими учащимися класса.
Заключение. Тригонометрия прошла длинный путь развития. И теперь, мы можем с уверенностью сказать, что тригонометрия не зависит от других наук, а другие науки зависят от тригонометрии.
Я надеюсь, что показанный материал был познавательным и интересным.
IV. Самостоятельная работа (7 минут) в 4-х вариантах.
Вариант №1
1. Укажите на окружности точки, соответствующие числам вида:
2. Упростите выражение .
3.Упростите выражение
4. Найдите значение выражения , если
.
5. Вычислите , если
.
Вариант №2
1. Укажите на окружности точки, соответствующие числам вида:
2. Упростите выражение .
3.Упростите выражение .
4. Найдите значение выражения , если
.
5. Вычислите , если
.
Вариант №3
1. Укажите на окружности точки, соответствующие числам вида:
2.Упростите выражение .
3.Упростите выражение .
4.Найдите значение выражения , если
.
5. Вычислите , если
.
Вариант №4
1. Укажите на окружности точки, соответствующие числам вида:
2.Упростите выражение .
3. Упростите выражение .
4. Найдите значение выражения , если
.
5. Вычислите , если
.
V. Задание на дом.
учебник:№10.7(2 столбик), 10.16(2 столбик), 9.83(б,в).
VI. Подведение итогов, рефлексия.
Подведение итога урока, оценивание деятельности каждого учащегося за работу на уроке, выделяя удавшиеся моменты.
Итак, сегодня мы проверили знания и умения по тригонометрическим функциям, по упрощению тригонометрических выражений с помощью тригонометрических формул и тождеств. Разучивание тригонометрических формул в школе не для того чтобы вы всю оставшуюся жизнь вычисляли синусы и косинусы, а для того чтобы ваш мозг приобрел способность работать. “Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал Г. Спенсер, английский философ и социолог.
(Опрос-итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока). (19 и 20 слайды)
Кто может сформулировать название темы урока?
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Какие виды работ понравились?
Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?
Как мы сегодня поработали? Вырази свое настроение.
Комментирование результатов работы учащихся. Выставление оценок.
Учитель: Спасибо вам за насыщенную работу на уроке. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Урок окончен. До свидания!
4