Внеурочная работа преподавателя математики
( роль конкурсов и КВН в обучении)
Рогачев В.В., преподаватель математики
Что сделать для того, чтобы для студентов математика стала любимым предметом? Кроме того, чтобы разнообразить методы проведения уроков, я считаю необходимым проводить математические веселые минутки и КВН, в которых для решения задач надо применять логику, смекалку. Кроме того, такие мероприятия учат работе в коллективе, вырабатывают дух соперничества, стимулируют активную познавательную деятельность. Конкурсы должны быть веселые, с разным уровнем сложности, интересны по содержанию.
Сейчас время интернет-технологий, поэтому кабинеты оснащены выходом в интернет, что помогает в считанные минуты найти интересные задачки и головоломки для тех ребят, которые на перемене просто сидят в классе или неотрывно пользуются телефонами. Мои студенты сразу, приходя в кабинет, спрашивают такие задания, которые требуют быстрого решения, интересны и поучительны. Например, математические софизмы. Это умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещённые» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки.
Чем же полезны софизмы для изучающих математику? Что они могут дать? Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, то есть прививает навыки правильного мышления. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать её, а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается.
Вот такие софизмы я нашел в интернет-ресурсах.
Попробуй свои силы:
1) 4 р.= 40 000 к. Возьмем верное равенство: 2р.=200 к. Возведём его по частям в квадрат. Мы получим: 4 р.=40 000 к. В чём ошибка?
2) 5=6. Попытаемся доказать, что 5=6. С этой целью возьмем числовое тождество:
35+10-45=42+12-54. Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки. Получим: 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключённый в скобки). Получаем 5=6. В чём ошибка?
3). 2*2=5. Найдите ошибку в следующих рассуждениях. Имеем верное числовое равенство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки в каждой части его общий множитель. Получим: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, поэтому 4=5, или 2*2=5.
4) Все числа между собой равны. Пусть m=n. Возьмем тождество: m2-2mn+n2=n2-2mn+m2. Имеем: (m-n)2=(n-m)2. Отсюда m-n=n-m? или 2m=2n, а значит, m=n. В чём ошибка?
В другом источнике я нашел такие задачки:
Как записать в общем виде натуральное число, при делении которого на 5 получается остаток 7?
Найдите наименьшее значение выражения 4x2-2x+10.
Самолёт из Москвы летит в Киев и возвращается обратно в Москву. В какую погоду этот самолёт проделает весь путь быстрее: в безветренную; при ветре, дующем с одинаковой силой в направлении Москва-Киев?
Из разговора 1 сентября: «Сколько тебе ещё учиться?» - «Столько, сколько ты уже проучился. А тебе?» - «В полтора раза больше». Кто в какой класс перешёл?
В записи КТС+КСТ=ТСК каждой букве соответствует своя цифра. Найдите, чему равно число ТСК!
ДОКАЖИТЕ!
Квадрат нечётного числа – нечётное число.
Квадрат чётного числа является числом, кратным 4.
Разность квадратов двух последовательных нечётных чисел делиться на 8.
Сумма произведения двух последовательных натуральных чисел и большего из них равна квадрату этого большего числа.
Если взять какое-нибудь двузначное число с разными цифрами, переставить в нём цифры и вычесть из взятого числа получившееся, то разность будет делиться на 9. Будет ли это верно для трехзначных чисел (переставляются крайние цифры)?
Немало в интернете и задач-головоломок по геометрии
Спираль Архимеда. Представьте себе, что по радиусу равномерно вращающегося диска с постоянной скоростью ползёт муха. Путь, описанный мухой, - это кривая, называемая спиралью Архимеда. Начертите какую-нибудь спираль Архимеда.![]()
![]()
Синусоида. Сделайте из плотной бумаги, свернув её несколько раз, трубочку. Разрежьте эту трубочку наклонно. Смотрите на линию разреза, если развернуть одну из частей этой трубочки. Перерисуйте эту линию на лист бумаги. У вас получится одна из замечательных кривых, называемая синусоидой. Особенно часто с ней приходится встречаться при изучении электротехники и радиотехники.
![]()

Кардиоида. Возьмите два равных кружочка, вырезанных из фанеры (можно взять две одинаковые монеты). Один из этих кружочков закрепите. Второй приложите к первому, отметьте на краю его точку А, наиболее удалённую от центра первого кружка. Затем катите без скольжения подвижный кружочек по неподвижному и наблюдайте, какую линию опишет точка А. Начертите эту линию. Она является одной из улиток Паскаля и называется кардиоидой. В технике эта кривая часто используется для устройства кулачковых механизмов.
Геометрические головоломки очень интересны ребятам
Сложите три равных квадрата: 1) из 11 спичек; 2) из 10 спичек.
Постройте замкнутую ломаную линию, состоящую из трёх звеньев и проходящую через четыре данные точки.

Как разместить 6 кружков на плоскости так, чтобы получились 3 ряда по 3 кружка и 6 рядов по 2кружка.

Изображённую на рисунке фигуру требуется разделить на 6 частей, проведя всего лишь 2 прямые. Как это сделать?




Внеурочная работа преподавателя математики ( роль конкурсов и КВН в обучении) 